?????? ???????
Биография АНДРЕЕВ Леонид Николаевич

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и реалистический характер (лБаргамот и Гараська╗, 1898). Сочувствуя революционерам (лРассказ о семи повешенных╗, 1908), изображал революцию как стихийный бунт (лСавва╗, 1906); кризис религиозного сознания Ч в повести лЖизнь Василия Фивейского╗ (1904); безумие и ужас войны Ч в рассказе лКрасный смех╗ (1905). Наряду с бытовой драмой лДни нашей жизни╗ (1908) Ч философско-аллегорические трагедии (лЖизнь человека╗, 1907; лАнатэма╗, 1908).

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич [9 (21) августа 1871, Орел Ч 12 сентября 1919, д. Нейвала близ Мустамяки, Финляндия], русский писатель; прозаик и драматург, один из самых знаменитых писателей России начала 20 в., разрабатывал, главным образом, в пьесах экспрессионистскую поэтику. Контрастность натуры Сын землемера и дочери разорившегося польского помещика. Окончил гимназию в Орле (1891). Затем поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но заканчивал курс уже Московского университета (1897). Несколько лет практиковал как адвокат. Любительски занимался живописью, заслужил, в частности, похвалы И. Е. Репина и Н. К. Рериха. В юности дважды покушался на самоубийство, в результате чего приобрел хроническую сердечную недостаточность. Мемуаристы отмечают крайнюю нервность и переменчивую лконтрастность╗ натуры Андреева, его пессимизм, порожденный отчасти увлечением философией А. Шопенгауэра (особенно его сочинение лМир как воля и представление╗), лон был весь в предчувствии катастрофы╗ (Г. И. Чулков), им владело лчувство мировой пустоты╗ (К. И. Чуковский).

Путь в большую литературу

Литературную работу Андреев начал в 1897 в московской газете лКурьер╗, печатал судебные репортажи, фельетоны, беллетристику; впервые обратил на себя внимание рассказом лБаргамот и Гараська╗ (1898). Рассказ, исполненный трагической правды, понравился М. Горькому, который ввел Андреева в литературный кружок Н. Д. Телешова лСреда╗, объединявший писателей-реалистов преимущественно радикальных политических взглядов. Но сам Андреев лишь изредка испытывал к политике лприступы любопытства╗; собственную революционность он ощущал как метафизический бунт, а не политическую ангажированность. В 1901 при активном содействии Горького увидела свет первая книга Андреева лРассказы╗ с посвящением Горькому. В литературе, отдавая должное творчеству Л. Н. Толстого, В. М. Гаршина, А. П. Чехова, причислял себя к прямым ученикам и последователям Ф. М. Достоевского. Первые зрелые рассказы Андреева лБольшой шлем╗ (1899), лМолчание╗, лРассказ о Сергее Петровиче╗ (оба 1900), лЖили-были╗ (1901) и др. углубленно психологичны; сочетание в них густого быта с легким дуновением мистики создает впечатление своеобразной метафизической иронии. Книга лРассказы╗ принесла Андрееву всероссийскую известность и признание критики Ч от народнической (Н. К. Михайловский) до религиозно-философской (Д. С. Мережковский), однако он выбрал позицию литературной обособленности, по словам А. Белого, где-то лмежду Горьким и Блоком╗, то есть между реализмом и символизмом.

Проблематика творчества

В рассказах лВ тумане╗, лБездна╗, лМысль╗ (все 1902), повести лЖизнь Василия Фивейского╗ (1903) усиливается накал духовных коллизий Ч рокового разлада духа и плоти, мысли и безумия, веры и неверия, красоты и безобразия и т. д. От иллюстративности и риторики эти произведения спасает лнервный захват╗ (В. Г. Короленко) писательской манеры Андреева. Работая исключительно по ночам, быстро, на грани психического срыва, Андреев доводит повествование до беспрецедентного напряжения; экспрессию авторского стиля подпитывают лкошмары╗ Русско-японской войны (рассказ лКрасный смех╗, 1904) и первой русской революции. Центральными темами лучших его рассказов (лГубернатор╗, 1905; лТьма╗, 1907; лРассказ о семи повешенных╗, 1908) и более слабого романа лСашка Жегулев╗ (1911) становятся революционерство и особенно терроризм, трактуемые Андреевым как экзистенциальная реальность, раскрывающая противоречия природы человека.

Особенности творчества

Зрелая проза Андреева Ч это гиперболы стиля, сгущение лстрашного╗ в жизни при отсутствии противоположного полюса (ср. знаменитую реплику Толстого: лон пугает, а мне не страшно╗), стремление выразить новый смысл, пользуясь лскладом готовых слов, приспособленных к среднему интеллекту╗ (Ю. И. Айхенвальд), и даже грубые просчеты вкуса, перекрываемые, однако, неизменно искренним лужасом хриплым и смертным╗ (Блок). Духовная проблематика выступает в его произведениях в общедоступном и часто упрощенном виде, дистанция, отделяющая автора от смутных лмыслечувствий╗ широкой публики, минимальна. Это сделало его одним из самых читаемых прозаиков начала 20 в. с репутацией лвыразителя духа времени╗, поддерживаемой популярными газетами. Со временем в критике стали преобладать более суровые оценки. Наиболее адекватными представляются догадки И. Ф. Анненского о том, что, в отличие от Достоевского, Андреев лбоится судить╗, ибо чувствует, что в любом случае лкакая-то сила... заставит и простить и оправдать╗. Более или менее осознанно ставя под сомнение христианскую антропологию с ее императивным богоподобием человека (например, в переиначивающих и десакрализующих библейские сюжеты рассказах лЕлеазар╗ и лИуда Искариот и другие╗, оба 1906), Андреев приближается к пониманию личности как вместилища многих лправд╗, во многом предвосхищая направленность исканий литературы 20 в.

Драматургия

Релятивистский образ человека Ч пылинки в бесконечности космоса Ч наиболее рельефно реализован в пьесах Андреева, начиная с драмы лК звездам╗ (1905). Событием стали спектакли в театре В. Ф. Комиссаржевской и МХТ по его пьесе лЖизнь человека╗ (1906), где образ распорядителя жизненной мистерии (Некто в сером) выступал емким символом человеческой несвободы. Лучшие пьесы Андреева тяготеют к жанрам мистико-символистской трагедии или реалистической драмы, варьируют мотив отчуждения личности, распад ля╗: лЦарь Голод╗ (первая пьеса из нереализованной социально-философской драматургической тетралогии о судьбах человечества), лЧерные маски╗ (обе 1907), лДни нашей жизни╗, лАнатэма╗ (обе 1908), лАнфиса╗ (1909), лЕкатерина Ивановна╗ (1912), лТот, кто получает пощечины╗ (1916). Считая устаревшим психологический театр, Андреев в своей концепции лпанпсихизма╗ (предвосхищающей экспрессионизм) отстаивал театр лвнешней неподвижности╗, то есть пассивного существования человека, пронизываемого токами психических энергий Ч мистических, сновиденческих, подсознательных, исчезающих лв тихой глади небытия╗. Драмы лРеквием╗ (1913-15) и лСобачий вальс╗ (1916), наиболее последовательное воплощение этой концепции, были его последними художественными свершениями.

Последние годы

С осени 1916 в петербургской газете лРусская воля╗ Андреев пишет о лвойне до победного конца╗, приветствует Февральскую революцию, а в Октябрьском перевороте видит осуществление своих худших предчувствий. С осени 1917 живет в Финляндии в состоянии депрессии, переписка писателя полна предчувствия надвигающейся смерти. Леонид Андреев был дважды женат: на Александре Михайловне Велигорской (ум. 1906) и Анне Ильиничне Денисевич (1883-1948; венчание состоялось в апреле 1908).

В целом творчество Андреева, нередко сочетающее трагические аффекты и глубокие интуиции с художественно непроявленными потенциальными смыслами, раскрывается в своей исторической значительности лишь в контексте духовно-нравственной и культурной катастрофы России после 1917. В 1956 перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге.



юмор  |   биографический раздел  |   краткие изложения  |   заработок в сети интернет  |   наши партнёры

Web by Romandrius й 2003  |  на главную |
Hosted by uCoz